«Если придется, будем драться»: что ждет афганских женщин при талибах?

15 августа боевики движения «Талибан» без боя захватили столицу Афганистана Кабул. Они уже правили страной – это годы отмечены периодом тотального бесправия женщин. Что ждет их теперь, разбирались журналисты MediaFormat.News
Предыстория
Жители Афганистана не понаслышке знают, что такое движение «Талибан». Боевики уже захватывали власть: с 1996 по 2001 годы страна находилась под контролем талибов. Принудительное соблюдение норм шариата, самосуд и вооруженные столкновения, а еще полное бесправие женщин – таким помнят Афганистан в начале нулевых.

Все изменилось после теракта 11 сентября. В 2001 году военные силы США ввели свою армию в Афганистан, и талибы потеряли власть. Местные жители, наконец, вздохнули спокойно, а женщины сняли паранджу – ее ношение было обязательным при старом режиме.

Первые тревожные «звоночки» раздались лишь в 2020 году. Внешне все выглядело совсем иначе: между США и «Талибаном» было заключено историческое соглашение – Вашингтон обещал полностью вывести из Афганистана свои войска, а талибы обязались начать мирные переговоры с афганским правительством и гарантировать, что страна не станет базой для международных террористов.

Но переговоры в Дохе не увенчались успехом.

В апреле 2021 года президент США Джо Байден объявил, что войска США и НАТО покинут Афганистан к 11 сентября 2021 года. Уход из страны сил международной коалиции стал толчком для стремительного наступления талибов.

15 августа боевики запрещенного в России террористического движения «Талибан» захватили столицу Афганистана Кабул. Вечером того же дня они вошли в президентский дворец и объявили о создании Исламского Эмирата Афганистана.
Темное прошлое
Правила, действующие в отношении женщин, когда талибы в первый раз находились у власти, основаны на салафизме - радикальной форме ислама.

Сегодня есть все основания полагать, что прежние запреты вернутся.

Так, например, с 1996 по 2001 годы девочки старше 10 лет были лишены права получать образование, женщины не имели права работать и выходить из дома без сопровождения родственника-мужчины. Причем это мог быть даже трехлетний ребенок: у маленького мальчика прав было больше, чем у взрослой женщины.

Показываться на улице женщина могла только в парандже, полностью закрывающей тело. Не разрешалось носить даже сандалии.

Водить машину было запрещено под страхом смертной казни. Окна домов необходимо было закрашивать, чтобы посторонние не видели женщин. Талибы полностью запретили телевидение, кинотеатры, любую музыку, кроме религиозных песнопений, и запуск воздушных змеев – одно из любимых развлечений афганцев.

Женщины не должны были носить каблуки, громко говорить на улице, фотографироваться или сниматься на видео, появляться на балконе, ездить в общественном транспорте, заниматься спортом.

Запрещено было обращаться и к врачам-мужчинам. Стоит отметить, что врачи-женщины практически отсутствовали – получить образование у них не было возможности.
Кнут и… камень
Несмотря на жесткие правила, женщины все равно находили способ их обойти. Иногда это было продиктовано необходимостью, иногда – надеждой, что все обойдется. Но тех, кого Министерству по пропаганде добродетели и предотвращению порока удавалось поймать, сурово карали.

В 1996 году в Кабуле женщине отрезали кончик большого пальца за нанесение лака для ногтей, в том же году во время рейда были задержаны 225 женщин, нарушивших дресс-код. Суд постановил отхлестать их по ногам плетью.

За супружескую измену женщин забивали камнями, а обвиненным в краже отрубали руки.

Также при первом правлении талибов огласку получил случай, произошедший с девочкой по имени Айша Мохаммадзай. В 12 лет она была выдана замуж в качестве компенсации. Айша терпела насилие и побои, а в 18 лет сбежала обратно в родную семью.

Недовольный отец сдал беглянку командиру талибов, чтобы он продемонстрировал, что бывает с «девушками, которые пытаются бежать». Айше отрезали уши и нос, после чего бросили умирать в горах. Но она выжила.

Наказание можно было получить, даже пытаясь спасти свою жизнь. Так случилось с Шукрией Баракзай.

Летом 1999 года женщина проснулась с температурой и головной болью. Добраться до больницы Шукрия могла только в сопровождении мужа, но он был на работе. Тогда женщина остригла свою двухлетнюю дочь, надела на нее мальчишескую одежду и направилась в сторону больницы.

На улице их встретили боевики. Они раскусили обман Шукрии и начали избивать женщину резиновыми шлангами до тех пор, пока она не упала. Позже этот случай положил начало борьбе Шукрии за права женщин.
Обещать – не значит жениться
Придя к власти в августе 2021 года, «Талибан» поспешил заверить: они готовы к реформам и инклюзивности.

После военного переворота террористы призвали всех вернуться к «обычной жизни», пообещали не лишать женщин права на образование и работу и даже позволить войти в состав афганского правительства.

Талибы также уточнили, что женщины должны будут закрывать лицо, но выходить из дома смогут без сопровождения.

Однако на деле ситуация иная. Местные жители из районов, занятых боевиками, сообщают не только о нарушении обещаний новых властей, но и об ужесточении порядков.
«Гюльчатай, закрой личико»
Недавно мечети провинции Бамиан получили приказ составить список вдов и незамужних женщин. Местные жители опасаются, что им могут грозить принудительные браки с боевиками «Талибана». В отдаленных поселениях уже известно о подобных случаях.

Кроме того, Министерство по делам беженцев и репатриации Афганистана получает сообщения о том, что талибы убивают гражданских мужчин, а их вдов и дочерей заставляют вступать в брак с террористами.

Такие браки ООН расценивает как вид сексуального насилия и вербовку новых боевиков.

Корреспондент The Guardian рассказал, что с улиц Кабула почти исчезли женщины.

«Те женщины, которые встречаются в Кабуле, носят традиционную синюю паранджу, исламскую одежду. Хотя она обычна для Афганистана, до сегодняшнего дня она не была такой популярной. Многие женщины теперь одеты в длинную черную одежду, которая характерна для Ближнего Востока и арабских стран», - отмечает журналист.
Работа и образование
При нынешних порядках до начала полового созревания девочки могут учиться только отдельно от мальчиков. Преподавать разрешено только женщинам. Ученицы также должны ходить в чадре и не пользоваться мобильными телефонами.

Недавно в соцсетях распространилось фото, на котором можно увидеть, как проходит занятие в одном из университетов Афганистана: девушки и парни находятся в одном помещении, но между ними протянута занавеска.

Это не единственное новое правило для студенток.

Так, в университетах созданы новые входы для женщин, а их занятия заканчиваются раньше, чтобы они не встретились с мужчинами. Лекции женщины обязаны посещать в никабе (черная одежда, закрывающая все тело, с прорезью для глаз) и перчатках.

Но даже там, где все условия соблюдены, педагоги и воспитанницы подвергаются давлению. Все чаще в качестве альтернативы светскому обучению предлагается медресе или религиозные школы.

Не лучше обстоят дела и с трудовой занятостью.

В июле в Кандагаре боевики выгнали женщин из банка Azizi: им велели идти домой и не возвращаться. Сейчас афганки заперты дома, многие из них потеряли свой заработок.

В прошлом некоторые женщины устраивали подпольные курсы или школы у себя дома, когда официальные работа и образование были запрещены. Не исключено, что такое развитие сценария может повториться.
Медицина
Запрет на образование и общение с посторонними мужчинами лишил афганских женщин квалифицированной медицинской помощи. При этом военные действия, которые продолжаются в Афганистане, лишь увеличивают нагрузку на лечебные учреждения.

«В нашей больнице была только одна беременная женщина. Но на следующий день, когда утихла стрельба, к нам пришли десятки беременных. Мы очень обеспокоены. Женщинам теперь приходится рожать дома, без медицинской помощи это опасно осложнениями вплоть до смертельных исходов», - рассказала координатор «Врачей без границ» Сара Лихи.

Негативно сказывается и тот факт, что многие женщины просто не могут обраться в больницу без сопровождения мужчины – последние чаще всего находятся на работе или отказываются выходить из дома.

По данным ООН, в первой половине 2021 года в Афганистане было убито и ранено больше женщин и детей, чем за 6 месяцев любого года, начиная с 2009-го.
Переговоры и война
Через несколько недель после того, как талибы захватили власть, афганские женщины вышли на митинги.

В Кабуле протестующие несколько дней подряд устраивают демонстрации, требуя позволить женщинам войти в состав правительства и перестать угнетать их права. Афганки скандируют «Кабинет (министров – прим.ред.) без женщин – провальный» и держат плакаты с надписями «Работа, образование и свобода».

Возмущение мирового сообщества вызвало недавнее жесткое подавление митинга, когда местные жительницы собрались у президентского дворца в Кабуле. Они требовали вернуть им право на работу и образование.

Акция проходила с разрешения талибов, которые также присутствовали на митинге. Позже боевики неожиданно решили применить силу: в ход пошел слезоточивый газ и стрельба в воздух. Некоторых активисток избили.

К слову, агрессии подвергаются не только женщины. Новая власть «рекомендовала» не освещать средствам массовой информации митинги и беспорядки на улицах. Журналистов задерживают, подвергают пыткам и мешают работать. Комитет защиты журналистов Афганистана заявил, что жизни сотрудников местных СМИ находятся под угрозой.

Пока же одни пытаются договориться с талибами, другие берут в руки оружие.

Так было еще во время Афганской войны в 1979-1980 годах: в провинциях Гор и Джаузджан женщины собирали ополчение, а в 2020 году в Горе 15-летняя Камар Гюль застрелила двоих и ранила одного боевика, которые напали на ее дом.  

«Женщины не посмеют применить против нас оружие. Они беспомощны и будут побеждены. Они не могут драться», - заявил официальный представитель «Талибана» Забихулла Муджахид.

«Нам не оставили выбора. Если придется, мы будем драться», - говорит 20-летняя жительница Джаузджана.

В борьбе с талибами у женщин есть неоспоримое преимущество: смерть от руки женщины боевики считают позором.