«Душевный Леонид Ильич»: как охраняли первых лиц государства в разные годы
MediaFormatNews продолжает цикл рассказов о том, как охраняли первых лиц государства в разные годы.

Очередной герой статьи – Леонид Брежнев, а точнее, его телохранители, чья преданность не знала границ: они шли за генсеком в урановые шахты и защищали от пуль террористов.

Сегодня мы расскажем, почему Брежнев заступался за своих охранников и прощал им провинности.
Когда в 1964 году решался вопрос об отставке Никиты Хрущева, под усиленной охраной находился не только опальный глава СССР, но и его преемник Леонид Брежнев. Рядом с будущим первым секретарем неусыпно дежурил начальник службы охраны и по совместительству его старый друг Александр Рябенко.

Они были знакомы еще с 1938 года: Рябенко трудился водителем у Брежнева, который стремительно поднимался по карьерной лестнице, в том числе во время войны – генерал, начальник политуправления 4-го Украинского фронта. А вот Александр Рябенко встретил Победу командиром десантной роты.

Казалось, он никогда уже не увидит бывшего шефа. Однако когда пришло время, Брежнев сам дал команду разыскать своего водителя. Так Александр Рябенко стал начальником личной охраны генерального секретаря СССР.
Рябенко был предан своему делу. В 1956 году вслед за Брежневым он спустился в урановую шахту без спецкостюма – комплекта охраннику просто не хватило. Александр Рябенко получил большую дозу радиации, которая сказалась на его здоровье, но о своем поступке он никогда не жалел.

Не жалел он и о случае, произошедшем в 1960 году. Тогда он сопровождал Брежнева на место аварии на Байконуре. Как и 4 года назад, охранник был без защитного костюма, и надышался ядовитыми парами гептала. К этому добавился и стресс от увиденных сотен изуродованных тел погибших. В результате – отравление, инфаркт и два месяца госпиталя.

Годы, когда у власти был Брежнев, принято называть «годами застоя». Однако эта формулировка меньше всего подходила самому Леониду Ильичу. Как отмечают историки, он буквально притягивал неприятности: он участвовал сразу в двух кремлевских заговорах, а на протяжении всей работы в партии его жизнь неоднократно подвергалась опасности.
При этом уже с начала 1960-х органы, отвечающие за безопасность первых лиц государства, переживали не лучшие времена. Виной этому был Никита Хрущев – он массово сократил штат охраны, начиная с армии и заканчивая органами госбезопасности. Поредел и личный состав знаменитой «девятки» - 9-го Управления КГБ СССР, которое берегло руководителей партии и Правительства. А вот задачи не сокращались, поэтому системе экстренно приходилось перегруппировывать оставшиеся силы.

К моменту формирования личной охраны Брежнева на службу стали поступать потомственные телохранители, чьи отцы раньше обеспечивали безопасность советских вождей.

Например, отец Владимира Пещерского, одного из охранников Леонида Ильича, в молодости служил у Ленина.
Однако в отличие от своих предшественников к личной охране Брежнев относился хорошо. Как вспоминают телохранители, он умел выслушать, дать совет, помочь в решении непростых проблем. 

Так, одним из любимцев Брежнева был охранник Валерий Жуков, которого генсек ласково звал «Ванькой».

«Ванька» славился богатырской силой. Например, известен случай, когда в Чехословакии во время прогулки на пути Брежнева встретилась бетонная клумба. По протоколу ее нужно было обязательно убрать с маршрута следования – что и сделал Валерий Жуков голыми руками.

Некоторое время спустя сотрудники местных спецслужб попытались вернуть клумбу на место, но поднять ее так и не смогли.
«Леонид Ильич почти вышел из-под самолета, когда раздался скрежет. Стропила не выдержали и большая деревянная площадка, во всю длину самолета, рухнула. Люди по наклонной покатились на нас. Многих придавили леса. Я оглянулся и не увидел Брежнева. Его вместе с сопровождавшими накрыло упавшей площадкой»
сотрудник 9-го Управления КГБ Владимир Медведев
Началась паника, которую остановил Александр Рябенко, выстрелив в воздух. Охрана сразу бросилась разбирать завалы. Обнаружилось, что генсека накрыл собой силач Жуков – в результате Брежнев отделался только сотрясением мозга и сломанной ключицей.

Но у охраны бывали и провинности. На многие из них генсек закрывал глаза.

Например, Валерия Жукова дважды отстраняли от работы, но за него заступался сам Леонид Ильич. Такая же участь однажды постигла и личного водителя генсека, который напился и устроил дебош на улице, пытаясь поймать несуществующего шпиона.
«Леонид Ильич распорядился: «Надо вернуть Борю» - «Но он же может за руль пьяным сесть. Вас ведь возит…» - «Ничего, скажите, чтоб вернули». После этого шофера восстановили. Он Брежнева боготворил, мол, заступился, и за кого, за простого шофера! Чем-чем, а барством Леонид Ильич не страдал»
охранник Александр Рябенко
Среди телохранителей Брежнева был и легендарный охранник Хрущева Михаил Солдатов. Его смекалку по достоинству оценил первый секретарь во время визита в Индию в 1973 году.
«Сначала планировали, что Брежнева будет встречать почетный караул – молодцы с секирами наголо. Но отцу (Михаилу Солдатову – прим.ред.) это показалось тревожным знаком. Он договорился, чтобы вооруженный караул заменили девушками в национальной одежде с гирляндами. Брежнев остался доволен, после поездки лично поблагодарил отца и присвоил звание подполковника»
сын сотрудника 9-го Управления КГБ Михаила Солдатова
Следующий случай, когда Михаил Солдатов себя проявил, произошел в 1977 году. Тогда в СССР с дружественным визитом прибыл Саддам Хусейн. С собой иракский политик привез боевой пистолет, с которым он не захотел расставаться даже на дипломатической встрече.

Неожиданный поворот дел не на шутку встревожил охрану Брежнева. Идти на открытый конфликт никто не решался. Тогда решили применить военную хитрость.

На помощь пришел Михаил Солдатов – он как раз охранял Саддама Хусейна во время его пребывания в Москве.

Телохранитель сумел подружиться с политиком. Когда пришло время идти на встречу, Михаил Солдатов сдал свое оружие в приемной главы СССР, попросив гостя последовать его примеру. Тот согласился. Ситуация была улажена.
Так, например, однажды Брежнева подкараулила очередная «просительница». Это случилось в Крыму на закрытом пляже.

Когда телохранители внезапно увидели женщину, решительно идущую к генсеку, они недоумевали - весь периметр находился под строгой охраной. Оказалось, женщина караулила первого секретаря в море.

Когда ее задержали, оказалось, что она хотела попросить у Леонида Ильича квартиру. Узнав об этом, генсек выполнил просьбу женщины, а прозевавшие ее охранники отделались выговорами.

Как вспоминал телохранитель Владимир Медведев, во время отдыха генсека на даче он часто охранял его внука Андрея. Однажды мальчик ломал ветки деревьев, что заметил Владимир Медведев, и шлепнул сорванца – разумеется, в воспитательных целях.

Внук Брежнева вспылил и пригрозил: мол, расскажу деду!
«Что меня ждало, если внук скажет, что я его шлепнул? Я был рядовым охранником. Малейшего неудовольствия Леонида Ильича было достаточно, чтобы меня тут больше не было. Но, кажется, я уже знал характер этого человека, который не только любил своего внука, но и был требовательным к нему»
сотрудник 9-го управления КГБ Владимир Медведев
И действительно, санкций от Брежнева не последовало. Более того, Владимир Медведев вскоре пошел на повышение: он стал замом Рябенко и потеснил Борисова Давыдова – к слову, этот человек один из немногих попал в немилость генсека.

Заподозренный в распускании слухов о быте главы СССР, Борис Давыдов был лично уволен Брежневым. Опытного чекиста не спасли никакие заслуги – даже тот факт, что однажды ему пришлось рисковать жизнью ради Леонида Ильича.

Это произошло во время охоты на кабанов. Брежнев, полагая, что зверь убит, подошел к добыче, однако кабан неожиданно вскочил на ноги.

Животное стало носиться по лесу, раскидывая телохранителей генсека, как на его пути возник Борис Давыдов.

«Замначальник личной охраны Борис Давыдов попятился, задел ногой кочку и упал в болото, кабан перепрыгнул через него и ушел в лес. А Леонид Ильич стоял рядом – и бровью не повел. Борис с маузером вылез из болота, грязная вода стекает с него, весь в водорослях. Брежнев спросил: «Что ты там делал, Борис?» - «Вас защищал»
сотрудник 9-го управления КГБ Владимир Медведев
Часто телохранителям приходилось охранять главу СССР и от себя самого.

Так, охране хорошо была известна страсть Брежнева к быстрой езде: нередко он сам садился за руль, что иногда приводило к серьезным последствиям.

Как-то раз машина Брежнева чуть не упала с обрыва в Крыму – разогнавшись на серпантине, Леонид Ильич пропустил поворот, но в последний момент успел затормозить.

После этого рядом с генсеком всегда находился опытный шофер, который однажды спас ему жизнь: перебрав со снотворным, Брежнев по дороге в Завидово попросту уснул за рулем. К счастью, его вовремя успел перехватить сидевший рядом водитель.
Конечно, не обошлось и без громких покушений на жизнь первого секретаря.

22 января 1966 года на Красной площади проходила торжественная церемония, посвященная встрече экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Космонавты проезжали по Ленинскому проспекту, как вдруг раздались выстрелы.

Пули попали в лобовое стекло второго в кортеже автомобиля ЗИЛ-111Г. По плану там должен был находиться Брежнев. Однако его вновь спасло чудо: в этот раз в машине находились космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов. Случайной жертвой стрельбы стал водитель – его не удалось спасти. Космонавта Георгия Берегового, сидевшего рядом, порезало осколками стекла.

Стрелявшим оказался 21-летний младший лейтенант Виктор Ильин, служивший в 61-м геодезическом отряде города Ломоносова.

В ходе разбирательств выяснилось: юноша питает ненависть к советской власти, а на службу пошел лишь за тем, чтобы получить доступ к оружию.

И у него это получилось. Накануне ночью Виктор Ильин сбежал, украв два пистолета Макарова. Его целью был Брежнев.
Террорист продумал все до мелочей. Он заночевал у своего дяди, который когда-то работал в правоохранительных органах, у него же и позаимствовал милицейскую форму. Выдавая себя за сержанта милиции, Виктор Ильин свободно прошел в охраняемую зону на Красной площади.

Спрятав в рукавах оружие, он дождался, когда «брежневский» автомобиль окажется рядом, и открыл огонь сразу из двух рук.

Покушение не удалось. Ильина удалось обезвредить только после того, как он выстрелял все 16 патронов из обоих пистолетов.

Медицинская комиссия признала Виктора Ильина невменяемым и на 20 лет отправила его в Казанскую психбольницу.

На следующий день охрана Брежнева была усилена: к нему прикрепили специальных телохранителей, находившихся в круглосуточной боевой готовности, а выездные медбригады, которые сопровождали генсека, оснастили дополнительным реанимационным и санитарным транспортом.
В 1970-х стало известно о еще нескольких покушениях: теракт планировался во время поездки Брежнева во Францию, а годом позже – в Германию. По информации чекистов, нападение готовилось и в 1980 году, когда Леонид Ильич посещал Индию.

Но все обошлось: личная охрана не спускала глаз с генсека, а когда требовалось, сопровождала его пешком, готовясь в любой момент отразить атаку террористов.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 года группа его личной охраны перевели обратно в распоряжение 18-го отделения 1-го отдела 9-го Управления КГБ, а к обеспечению безопасности нового генсека Юрия Андропова приступил новый состав чекистов.

Верный Ванька Жуков пережил Брежнева всего на год – он умер в 1983 году.

Бывший глава охраны генсека Рябенко отправился в службу охраны резервных правительственных дач, где он проработал до самой пенсии.

Больше всего повезло охраннику Владимиру Медведеву, который охранял Брежнева и в день его смерти: в 1984 году, уже при правлении Константина Черненко, он возглавил 18-е отделение, а годом спустя стал начальником службы личной охраны последнего генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева.
Автор статьи: Д.Тебякина