На границе: как живет Белгородская область после начала спецоперации?
С начала спецоперации на Украине прошло почти 7 месяцев. И если до центральной России доходят лишь отголоски военных событий, то жители приграничных городов знают не понаслышке, каково это – просыпаться под звуки снарядов.

Как изменилась жизнь приграничной Белгородской области, узнали журналисты МедиаФормата.
Как было раньше?
Нашим собеседником стал Кирилл, который живет в Шебекино – небольшой город с населением 50 тысяч человек расположен в получасе езды от областного центра Белгорода. Расстояние от Шебекино до границы с Украиной – 5 километров.

«Если вспоминать события до 2014 года, то все было по-другому. Белгородцы массово ездили на Украину, в Харьковскую область к своим родственникам, за продуктами на «Барабашово» (прим. ред. - один из крупнейших рынков Европы). Общение с соседним государством было на каком-то невероятном уровне, если смотреть с высоты сегодняшних событий».
Кирилл
Два региона связывали по-настоящему теплые отношения. Это подтверждает и соглашение об установлении породнённых связей между Харьковом и Белгородом, заключенное в 2001 году, планы по созданию трассы, которая объединила бы две страны, а также идея возведения российско-украинского международного аэропорта.

Еще одним ярким проектом стало создание в 2003 году особого еврорегиона «Слобожанщина»: такая форма международного сотрудничества буквально открыла все возможные двери для взаимодействия двух приграничных городов.

Однако после политического кризиса в 2014 году ситуация на Украине изменилась. Некогда братские связи между странами стали напряженными: пересекать границу стало труднее, мужчинам призывного возраста и вовсе запретили въезд.

Но, как показали дальнейшие события, на отношения между людьми, живущих в двух соседних государствах, это мало повлияло.
Предчувствие беды
Как отметил наш собеседник, напряжение присутствовало задолго до начала спецоперации.
«Все началось за несколько недель до 24 февраля. На дорогах области появилось огромное количество различной военной техники, в небе – много вертолетов, которые пролетали буквально над зданиями. Чем ближе была дата 24 февраля, тем количество техники, протяженность колонн становилась все больше и больше. Чувствовалось – что-то назревает. Правда, до 24 февраля казалось, что все произойдет на территории Донецкой и Луганской республики, а здесь войска будут лишь для защиты наших границ».
Кирилл
Тем не менее, кризис, все сильней обострявшийся между Россией и Украиной, не мог продолжаться вечно.

21 февраля 2022 года Россия признала независимость ДНР и ЛНР, а утром 24 февраля вышло обращение президента России Владимира Путина о начале специальной военной операции на территории Украины.

Как отметил глава государства, ее цель – защита людей, которые с 2014 года подвергались геноциду со стороны киевского режима, демилитаризация и денацификация Украины, а также попытка уберечь Россию от «действий националистической хунты».

С призывом помочь отразить украинскую агрессию к России также обратились главы ДНР и ЛНР.
«Ну что, началось»
Утро 24 февраля 2022 года для всех жителей приграничных с Украиной районов, в том числе Белгородской области, началось одинаково.
«Было 6 утра, когда я проснулся от непонятного грохота, гула и дрожания стекол. Пока пытался понять, что происходит, позвонил друг и сказал: «Ну что, началось». Я спрашиваю – что началось? Он ответил: «Выйди на улицу и посмотри».
Кирилл
Несмотря на то, что Вооруженные силы России действовали прицельно, выводя из строя военную инфраструктуру, объекты ПВО и авиацию ВС Украины, звуки работающей спецтехники не на шутку напугали жителей Белгородской области.
«Я вышел на улицу и был в шоке. Вокруг стоял невероятный гул. Словами не передать, как это было громко, было видно всполохи. На улицу выскочили соседи, женщины причитали «что делать, что делать», видно, решили, что стреляют по нам. Грохот продолжался полчаса».
Кирилл
Вполне ожидаемой была и паника, пришедшая на смену первому испугу.

Буквально через пару часов на дорогах Белгородской области образовались массовые пробки – люди стремились как можно быстрее покинуть свои дома, считая, что им грозит опасность, на заправках и у банкоматов скопились длинные очереди.
«Ощущение первого дня – это ощущение нереальности. Буквально в первые дни начало появляться очень много фейков в соцсетях. Говорили, что якобы введут комендантский час, что будет бомбежка, что отключат электричество, что нужно запасаться едой и все необходимым».
Кирилл
Как позже станет ясно, белгородцы будут экстренно уезжать еще не раз: после каждых особенно громких звуков, доносящихся с приграничных территорий, местные жители будут спешно выезжать из города. Однако, как отметил наш собеседник, через 2-3 дня они снова возвращаются.  
Информационная война
В первую неделю после начала спецоперации обстановка в Белгороде сильно изменилась: передвижение военной техники и авиации участилось, а грохот и всполохи в небе стали ежедневными.
«Местные власти с первых дней усилили работу со СМИ, общались с населением, старались довести, что нет ни кризиса, не дефицита продуктов, разоблачали фейки, которые наводнили соцсети».
Кирилл
Именно во время проведения спецоперации стало понятно, насколько велика роль средств массовой информации, а с термином «информационная война» столкнулся практически каждый житель Белгорода.
«Кроме реакции населения и властей есть еще реакция врага. После каждого происшествия начинается информационная атака: вбросы в соцсети, поступают звонки на телефоны белгородцев из Украины о том, что ожидаются обстрелы, нужно эвакуироваться, что грядет всеобщая мобилизация».
Кирилл
В совокупности с диверсиями, которые случались на территории Белгородской области, фейки в соцсетях звучат едва ли не правдоподобно. Однако специалисты уверены: цель «атак в чатах» – вызвать всеобщую панику и страх.

«В Шебекинском районе был поврежден железнодорожный мост. Одна из версий – подрыв. Зачем это делается? Думаю, что это попытка запугать население, потому что Украине все эти действия не приносят каких-то значимых побед. Поврежденная железная дорога хоть и идет в сторону Украины, военными она никак не использовалась».
Кирилл
С нашим собеседником согласен и исследователь Международного Центра по вопросам обороны и безопасности Игорь Грецкий.
«Думаю, что однозначно все это – информационная игра, поскольку у украинской армии не было и нет никаких планов переносить боевые действия на территорию России. Думаю, это будет использовано в информационных целях, для того чтобы сохранить эту атмосферу страха, атмосферу военных действий».
Игорь Грецкий
Нужно отдать должное местным властям – губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову, главе администрации Шебекинского городского округа Владимиру Жданову, которые оперативно реагировали на все ЧП, уделяя особое внимание проверке поступающих сведений.
Безопасность – превыше всего
Меры безопасности в области были максимально усилены: в жилых домах опечатали подвалы, на социальных объектах проверяли работу кнопок экстренного реагирования, запретили проход на территорию посторонних.

Школы, находящиеся в 5 км от границы, были переведены на дистанционный режим обучения, а в самой Белгородской области введен «желтый уровень» террористической опасности.

К слову, он действует во всех регионах России, которые окружают Украину: в Брянской, Курской, Воронежской области, в Краснодарском крае и республике Крым.

Позже к уже принятому комплексу мер безопасности добавились усиленные наряды полиции, посты ДПС и силовых ведомств – последние дежурят с боевым оружием.
«Когда едешь из района в район, видно, что на приграничных территориях усилены дежурства наших солдат, стоят системы ПВО».
Кирилл
Также были организованы народные дружины, которые патрулируют улицы и общественные места.

Бдительность не теряют и местные жители: когда мы попросили у нашего собеседника фотографии видов города, чтобы добавить их в интервью, он сразу отказал.
«Фотографии? Никто в здравом уме здесь ничего не фотографирует. Уровень осторожности у местного населения настолько зашкаливает, что если кто-то с фотоаппаратом будет снимать город, они сразу вызовут полицию, чтобы тебя проверили. На всякий случай».
Кирилл
«Сахар в невероятных количествах»
Первые дни начала спецоперации население охватила «продуктовая паника»: люди массово приобретали долгохранящиеся продукты, в том числе … сахар.

«Видел, что люди покупают сахар в невероятных количествах, разбирают дешевое растительное масло. Потом стали сметать муку. Еще позже с полок исчезли средства гигиены».
Кирилл
Возросший ажиотаж спровоцировал скачек цен, а после – и мифы и скором дефиците тех или иных товаров. Чтобы сдержать истерию, местные власти установили: сахар отпускать не более чем по 1 кг в руки, а товарооборот держать под жестким контролем.

Как отметил доктор психологических наук Александр Асмолов, подобное поведение населения в сложившихся условиях едва ли не естественно: отметим, что похожая ситуация сложилась не только на приграничных территориях.

«Общество готовится к «социальной зимовке» - по аналогии с природной зимовкой, когда многие млекопитающие формируют запасы на длительный период времени. В период резко надвигающегося неблагополучия в обществе срабатывает механизм прогнозирования, так было в разные времена блокад и дефолтов. И излюбленными объектами дефицита становятся, как правило, гречка, сахар и соль. Это «долгоиграющие продукты», которые формируют своего рода золотой запас при подготовке к голоду, который может возникнуть из-за неблагополучной социальной обстановки».
Александр Асмолов
Однако никакого голода так и не случилось. Уже в апреле продовольственная ситуация стабилизировалась, а сегодня сахар, как и ранее, можно купить без всякой наценки и ограничений.

К слову, массово скупали не только продукты питания.
«Знакомые жаловались на то, что не все лекарства можно купить, например, те, которые требуются онкобольным и при заболеваниях щитовидной железы. В половине случаев – это слухи о том, что в случае ядерной войны йодистые препараты помогут пережить радиационное облучение».
Кирилл
Подобные фейки возникли на фоне сообщений о боях рядом с украинскими атомными электростанциями, а также беспокойством о применении ядерного оружия ВСУ. Люди, которые пережили взрывы на Чернобыльской АЭС, о радиации знают не понаслышке, а потому очередная волна панических настроений распространилась быстро.

К слову, скоро ее удалось погасить после сообщений СМИ о том, что ЧАЭС и зона вокруг нее находится под контролем российских военных. По словам председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, «Россия может использовать ядерное оружие только как ответную меру на ядерный удар».
Беженцы
Беженцы в Шебекино оказались буквально в первые дни спецоперации. Это были люди из Донецкой и Луганской народных республик.
«В районе на границе находится пункт пропуска. Каждый день через него проходит много людей с Украины. Их встречают, оказывают помощь, дают всю необходимую информацию, потом развозят по пунктам временного размещения».
Кирилл
Как отметил наш собеседник, когда началась спецоперация, белгородцы были напуганы, а нынешние беженцы, несмотря на происходящее, радовались: Россия встала на защиту их интересов.
«Доводилось общаться с теми, кто пересекает границу Украины самостоятельно. Люди рассказывали очень тяжелые вещи, но все подтверждают правдивость информации, которую сообщают в федеральных СМИ. Оказалось, что беженцам часто приходилось платить большие деньги на КПП своим же отрядам теробороны, чтобы их выпустили в сторону России».
Кирилл
Также люди пересекают границу, чтобы купить продукты, лекарства и бензин в Белгородской области, как, например, жители соседнего Волчанска. 

На сегодняшний день в регионе находится более 16 тысяч беженцев.
В едином порыве
Кроме статистики раненых, количества разрушенных домов и техники есть то, что не укладывается в сухие отчеты: широта души и доброта русского сердца.
«Происходящие события показали важную вещь: в тяжелые времена наш народ всегда объединяется. Я говорю про людской порыв – это вызывает невероятные эмоции и слезы у меня, взрослого мужчины».
Кирилл
Когда началась спецоперация, белгородцы стали массово собирать гуманитарную помощь для людей из Донбасса и Луганска: кто-то нес продукты и теплую одежду в пункты сбора, кто-то сам отвозил посылки в места расположения подразделений.

На протяжении всего хода спецоперации белгородцы, как и все жители России, не оставляют без внимания солдат, воюющих на фронте.
«Дети рисуют рисунки, пишут стихи, а когда по дорогам едут военные колонны, их встречают, машут, закидывают на броню сигареты, продукты, бабушки крестят. Невероятное ощущение единения».
Кирилл
Еще одним символом мужества стал 8-летний мальчик Алеша из Белгородской области: о ребенке, который каждый день выходит встречать на дорогу военную технику, в считанные дни узнала вся Россия.

Сначала Алеша отдавал военное приветствие, стоя в настоящей каске, которую ему подарил его дедушка, а позже стал носить шлемофон, который ребенку вручил проезжающий танкист. 
«Когда вырасту, я мечтаю стать генералом и служить в танковых войсках».
Алеша
Итоги
Итак, как сегодня живет Белгородская область после почти 7 месяцев проведения спецоперации?
«Мне кажется, что люди привыкли, стали меньше паниковать, уезжать. Когда что-то бахает, первым делом все спрашивают: к нам или нет?»
Кирилл
Несмотря на взрывы со стороны Украины, тревожные новости и волнение, жизнь в Белгородской области продолжается своим чередом: горожане отметили майские праздники, школьники отпраздновали Последние звонки. 

Однако нынешнее положение дел все же внесло свои коррективы.

Так, например, в 5 муниципальных образованиях, которые находятся в приграничных территориях, работа школ и детских садов будет ограничена, а вот в Ровеньках, Вейделевке, Валуйках и Волоконовке с 1 сентября дети приступят к учебе в обычном режиме.

Запрещено теперь запускать петарды и салюты, а сезон охоты в этом году решили не открывать.

Но часто этих мер предосторожности бывает недостаточно.

Мы не зря вставили информацию об обстрелах Белгородской области в последний абзац: новости об очередных подрывах приходят практически через день, кратно увеличивая сведения о разрушенных жилых домах, общественных объектах, и, к сожалению, погибших.

К началу августа в Белгородской области от обстрелов ВСУ пострадали более 400 домов, есть погибшие и раненные среди мирного населения.

И речь идёт уже не только о приграничных сёлах. В начале июля ракета украинских вооруженных формирований взорвалась практически в центре самого Белгорода – более 100 поврежденных домов, 24 из которых не подлежат восстановлению, 5 убитых мирных жителей.

Ужасная ирония в том, что среди погибших – семья из Харькова: граждане Украины приехали в Белгород переждать неспокойное время.

Важно понимать, что действия российской армии – это не только освобождение мирных жителей и территорий. Это борьба за павших, за память, за род и многое другое, что объединяет русский и украинский народы.
«Уважаемые военнослужащие вооруженных сил Украины! Ваши отцы, деды, прадеды не для того сражались с нацистами, защищая нашу общую Родину, чтобы сегодняшние неонацисты захватили власть на Украине. Ещё раз настойчиво подчеркну: вся ответственность за возможное кровопролитие будет целиком и полностью на совести правящего на территории Украины режима. Уважаемые граждане России! Мы с вами знаем, что настоящая сила – в справедливости и правде, которая на нашей стороне».
Президент России Владимир Путин

«